Жизнь - обычно лишь список дел на сегодня.
Слова - те, что удалось вычленить
- мама
- папа
- баба
- ав-ав
- му
- лакака либо цоканье языком - лошадка/любит цокать вовремя игры, когда оседлает кого-нибудь или что-нибудь
- на
- дайдайдай
- нада
- дём - "идём" и даёт руки, что б вели, но чаще просто руки
- бобо - звучит почти, как "баба". Когда ковыряет свои расчесанные пальцы
- циток или нечто в этом роде иногда проскальзывает, когда показывает на цветы
Понятия
- животные (кошка/собака/лошадь/свинья/овца/лиса - "Лисичка со скалочкой" из книжки в основном/бабочка) показыает на картинках
- части тела (нос/уши/рот/лоб - когда читают стих про мишку/рука/пупок - мамин и свой... рассматривает)
- её игрушки (Ляля/Соня/Аврора/Тома/мячик/кубик/колечко/карандаш/мышка/зайка - с последними двумя пока не понятно воспригимает ли она их как зверей или только как игрушки)
- ориентация в пространстве (справа/слева/сзади/спереди) - возможно пока не усвоены
Жесты
- нет - уже довольно давно ясно, что Лиза мотает головой не от неврологии, но моя мама не сдается и ищет её
- пока-пока и привет /машет рукой, но часто делает это "за глаза", когда человек еще не пришел или уже ушел
- показывает пальцем и следит глазами уже давно
- появился на днях утвердительный кивок
- поцелуй - при словах "давай поцелуеемся", в год целовала пупсов из журналов (не знаю, где она поцелуй подцепила), недавно начала целовать нас
- хлопать в ладоши от радости - скопировала наше поощрение, когда она проходила 3шага
- манить, перебирая пальцами обеих рук - скопировала от мамы при обучении ходьбе, пока означает желание попрактиковаться в ходьбе. На приглашающий жест, в прочем реагирует.
Игры
- в лошадку целых две игры - мама раскачивает под "Лошадку" или "Бычка" Барто и скакать верхом на папином или мамином животе
- сорока-ворона и прочие пальчиковые знает, но не особо любит, видимо, у Лизы руки болят
- мяч - играет с мячом, дает в руки, кидает в направлении взрослого, скачет верхом
- смотрит "читает" трогает пальцем картинки, листает книги.
- трясет и вертит кукол, раздевает и пытается одеть - накинуть на них одежду, сажает и катает в колясочке, знает, где их говорящие кнопки у которых есть (давно хочу купить кроватку, чтоб укладывала)
- достает и складывает вещи в коробку - в основном достает и разбрасывает, стремления к порядку пока не вижу
- кубики - строит и ломает башенку (больше ломает)
- пирамида - интерес потеряла, так и не освоив в совершенстве... снимает и надевает, не собирает по размеру
- сортер - только попытки прикладывать фигуры (начали давать сортер Лизе не так давно)
- рисует - выдаю строго один восковой карандаш, иначе не хватит внимания пока. Недавно Лиза рисовала и рассматривала говорящую азбуку и остановилась на картинке "ёжик залез на ель", нарисовала треугольник и круг, несколько раз ткнула пальцем в картинку в процессе творчества и после. Не знаю было ли это совпадение или попытка срисовать. Фигуры я ей до этого показывала, но ни до ни после таких четких фигур не было... надо отсканировать рисунок и картинку
Навыки
- есть ложкой - в процессе, пока больше грязи из-за плохой координации и безалаберности (это меня раздражает)
- пить из кружки или поильника - боюсь я отучила Лизу держать их самой (за то теперь хоть пол почище)
- мыть руки - интерес и попытки есть - надо дальше работать, осложняется дерматитом, не хочется лишний раз мочит её руки
- чистить зубы - интерес и попытки есть - серьёзный недостаток в том, что Лиза требует мою зубнушку или уносит играться на полу из ванной свою щетку
- одеваться - просовывает руки в рукава и иногда помогает натянуть кофту, прикладывает носки и обувь к ногам. В остальном, сплошной ор, сборы на прогулку - пытка для нас обеих. Развязывает узлы, растаскивает кнопки, стягивает шапку и одежду (особенно выбешивает меня это стягивание при сборах на улицу)
- уборка - подметать и тереть тряпкой - только сухой, ни какой воды - разольёт, мне убираться мешает
- горшок - в год и два удавалось несколько раз успешно высадить, но потом пошел протест, хотя момент был "подходящий" - пока бросилиэто занятие, что б в первую очередь не расстраивать меня и не давать этим отрицательного подкрепления
ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ МОМЕНТЫ
+стала меньше тянуть в рот игрушки, руки и ОБУВЬ
+явно больше стала понимать
+учится самостоятельно ходить (делали массаж - 4сеанса)
ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ МОМЕНТЫ
-АЛЛЕРГИЯ дерматит на руках, похоже капризы с одеванием да и вообще капризы и проч... в т.ч. нелюбовь к пальчиковым играм на почве зуда и болезненности расчесов. Массаж пришлось прервать. Держимся на антигистаминах и мазилках. Ждем результаты анализа на аллергены.
-скандалы-истерики с одеванием на улицу
-иногда привязанность Лизы утомляет, когда она не пускает от себя в соседнюю комнату
-ре продолжает наводить дома бардак и мешать с домашними делами, может всё еще и наесться с пола.